Введение
Единство между родителями в процессе воспитания детей говорит об их определенной зрелости в этом вопросе. Напротив, разногласия в воспитании – это сигнал о дисгармоничных отношениях между супругами. В такой семье ребенок оказывается заложником родительской неопределенности, непоследовательности и, как результат, созерцателем их конфликтов. Если родители не способны договориться и уладить конфликты между собой, то что может сделать ребенок? Ему ничего не остается, как приспосабливаться к таким условиям. Он с выгодой для себя учится манипулировать и именно так выживать в этом сложном мире эмоций и взаимоотношений. Такому маленькому человеку, который воспитывается в противоречивой среде, сложно выработать правильные принципы, убеждения и черты характера, что отнюдь не способствует гармоничному и целостному развитию личности.
Основные причины родительских разногласий
Есть несколько основных причин разногласий родителей в воспитании детей. Во-первых, сказывается воспитательный опыт обоих взрослых, который они приобрели каждый в своем детстве. Некоторые склонны полностью копировать то, каким образом были воспитаны сами. Другие же, напротив, исходя из своего негативного опыта и воспоминаний, выбирают совершенно иной стиль воспитания для своего ребенка. Также не последнюю роль играют и различия в характере, темпераменте и, естественно, в психологии пола родителей. Матери, по своей женской натуре, склонны к более мягкому, даже попустительскому стилю воспитания. И напротив, отцы отличаются большей рациональностью, принципиальностью и строгостью. Отец может строго наказать сына за неправильное, недопустимое поведение, а мягкосердечной матери его жалко. Она может в одностороннем порядке смягчить отцовское наказание. В это время ребенок может выпросить подарок, сладости или просто знаки внимания. Отец, наблюдая коалицию «мать – ребенок», испытывает пренебрежение к своему авторитету и чувствует униженной свою значимость в процессе воспитания. Если подобное происходит раз за разом, то отец, в конце концов, либо разочаровывается и перестает принимать дальнейшее участие в воспитании ребенка, либо в очередной раз начинает отстаивать свою позицию, выясняя отношения с супругой, что нередко выражается в повышенных тонах в присутствии ребенка. Ребенок же, видя разногласия между родителями, подсознательно учится играть на этом. Когда ему будет выгодно, он будет больше прислушиваться к отцу. При этом в проигрыше будет мать. Если же ему что-то нужно от матери, он это получит, но опять путем унижения авторитета отца. Разве не часто бывает, когда ребенку в чем-то отказывает отец, он, не расстраиваясь, тут же добивается того же у матери или наоборот.
Четыре стиля воспитания
Авторитетный
Лучший стиль, основанный на признании авторитета детьми, который родители не только имеют благодаря своему статусу, но и заслужили в их глазах. Этот стиль еще называют демократическим. Он предусматривает персональную ответственность и участие в становлении личности ребенка, но и за ребенком признается право на саморазвитие. Взрослый объективно понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие обговаривать. Также взрослый готов, если это необходимо, пересмотреть свои позиции и пойти на компромисс.
Авторитарный
Взрослый очень хорошо себе представляет, каким должен быть ребенок, и прилагает максимум своих усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Излишняя требовательность, категоричность, неуступчивость – это основные составляющие авторитарных отношений.
Либеральный
Родитель высоко ценит своего ребенка, легко с ним общается. Ему прощаются слабости, доверяют его мнению. В подобном стиле воспитания практически не существует запретов. Очень слабо развиты контроль и ограничения. Как правило, дети не справляются с таким количеством свободы, такой стиль воспитания больше им способен навредить, чем помочь.
Попустительский
У взрослых слишком много проблем и хлопот, поэтому проблема воспитания у них не первоочередная. При таком положении ребенку приходится самостоятельно решать свои проблемы. В этом стиле воспитания практически отсутствует эмоциональная привязанность между малышом и взрослым.
Родители, как правило, обладают разными привычками, различным уровнем развития и культуры. И требования их к ребенку неодинаковы: один настойчиво добивается в его поведении аккуратности, другой чаше всего смотрит на это сквозь пальцы. Подобное мы можем наблюдать и при проявлении других качеств. Ясно, в такой ситуации одному из супругов необходимо повысить требования к себе и к своему ребенку.
Папа с мамой ежедневно наблюдают своего малыша, но видят, понимают, постигают его по-разному. Это вполне понятно: у каждого свой ум, своя психологическая зоркость. Более того, они принимают неодинаковые решения. Чтобы не допускать разнобоя в воспитательной работе, надо постоянно обмениваться своими наблюдениями и совместно вырабатывать общую педагогическую платформу.
С самих ранних лет дети, наряду с заботой и лаской, которой они окружены, выполняют и определенные поручения. Поначалу дети выполняют простейшие требования, которые усложняются по мере взросления ребенка. Причем сфера требований постепенно расширяется. Например, ребенок хочет продолжить игру во дворе со сверстниками, однако родитель зовет его домой. Ребенок должен соблюдать режим, должен пообедать, поспать, отдохнуть. Следовательно, желания и обязанности отнюдь не всегда совпадают друг с другом. Без сомнения, предъявляя к ребенку требования, отцы и матери должны быть единомышленниками, не должны противоречить друг другу. Они должны строго и ответственно подходить к родительским, воспитательским функциям. При соблюдении единства в воспитательных воздействиях формируются воля организованность и дисциплинированность. При нарушении же этого принципа малыши растут ленивыми, непослушными, озорными, безвольными, не бывают готовыми к самостоятельной жизни в будущем. Выдвигающие требования родители должны учитывать условия, душевное и физическое состояние детей.
Дети с ранних лет должны привыкнуть к требованиям родителей, стараться их выполнять. Приветливое общение с детьми, уместные шутки не только нужны, но даже важны. Присоединение к играм тоже не исключается. Однако при необходимости отец или мать должны проявлять требовательность. Требование должно быть выражено таким образом, чтобы в его правильности и важности не сомневались ни родитель, ни ребенок. Ребенку еще с полутора-двух лет должны даваться соответствующие требования, указания. Со временем он привыкает к ним, считает нужными их выполнять, не остается недовольным, не обижается, не плачет, не ленится. Самое главное, когда одно и то же требование выдвигает каждый из родителей, ребенок верит в правильность требования, не избегает его выполнения. Отцы и матери должны принимать во внимание то, что если они выдвинули требование, то должны проконтролировать его выполнение.
Выдвигаемые требования должны быть в рамках некоторых условий:
- Требование должно соответствовать возрасту ребенка;
- Должно соответствовать его возможностям;
- Не должно прививать к порученной работе чувства отвращения, злости;
- При выдвижении требований должны соблюдаться педагогический такт и учтивость;
- Отцы и матери должны быть последовательны в своей требовательности;
- Требование должно быть ясно ребенку. Даже верное и самое простое требование, высказанное в грубой форме, и не будучи поясненным, вызывает сопротивление. А при наличии у ребенка веры в выполнение требования и осознании его важности, он сумеет справиться с самым сложным поручением;
- Требование должно быть дано в удобное для ребенка время;
- Требование должно носить воспитывающий (обучающий, развивающий) характер;
- Требование должно быть направлено на служение обществу, должно давать ему пользу;
- В одно и то же время не должно даваться несколько требований;
- В требованиях должно соблюдаться единство.
Когда один из родителей дает требование ребенку, другой не должен проявлять мелкое опекунство, или же не выказывать частые упреки словами типа «не беги», «не трогай», «не шуми», «не кричи». Отцы и матери должны быть требовательными не только к детям, но и самим себе. В этом случае требования родителей произведут впечатление убедительных и весомых. Данные ребенку требования должны помочь достигнуть цели воспитания, не должны ему противоречить. В свое время еще К.Д.Ушинский писал: «Иногда родители ставят перед воспитанием очень различные и порой странные требования. Эти требования очень часто противоречат здравому рассуждению о цели воспитания. Конечно же, каждый родитель желает своему ребенку только хорошего, однако это желаемое настолько разнообразно, порой бывает в таком виде, что для обеспечения этой потребности воспитание должно превратиться в бессовестное мошенничество, спекулирующее нравственностью и будущей судьбой ребенка». Прежде чем выдвигать требования своему ребенку, мальчику или девочке, в том числе и дошкольного возраста, родитель должен знать индивидуальные качества детей. К.Д. Ушинский вовсе не случайно сказал: «Если педагогика хочет воспитать человека всесторонне, сначала она должна всесторонне изучить человека». Запоздание в деле воспитания приводит к моральной деградации. Требования родителя учат ребенка занимать правильную позицию в поведении и способе обращения, действиях и поступках, в отношениях к людям, живой и неживой природе. Однако, как было отмечено, в требованиях родителей за основу должно браться общее согласие.
А.С.Макаренко указывал: «Распоряжение не должно противоречить другому распоряжению, вашему или главы семьи». В некоторых семьях родители прибегают к различным средствам для воспитания «послушных» детей. В ряде случаев даже формирование «повинующегося» поколения становится целью семейного воспитания. И сегодня в некоторых семьях можно встретить показанные в свое время А.С. Макаренко некоторые ложные формы авторитета, т.е. старание родителей различными способами завоевать уважение и престиж в глазах ребенка, вместо того, чтобы найти правильный путь воспитания. Отец и мать, являются не только родителями, но еще и воспитателями. В воспитательном процессе, т.е. при ведении воспитательных работ с детьми, воспитатель должен обладать и требовательностью и строгостью, и великодушием и любовью, опираться на искренность. Однако выбравшие путь только любви, только великодушия, или же путь только давления, дистанцирующиеся по мере возможности от детей, или же решающие стать им только другом, товарищем, родители ошибаются. Удариться в крайность означает ошибиться. Потому что только любовью, уступками, давлением воспитать настоящего гражданина, достойного человека невозможно.
Последствия разногласий для ребенка
Самое неприятное, что родительские ошибки очень серьезно отражаются на ребенке. И не только на его эмоциональном состоянии, но и на физическом здоровье. При наличии несогласий родителей, постоянных скандалов, споров при ребенке дети начинают страдать продолжительными страхами, энурезом, вспышками агрессии, постоянной повышенной тревожностью. Одни дети более спокойны, уравновешены и развиты, они способны подолгу самостоятельно заигрываться, не требуют к себе слишком много внимания. Другие же, напротив, все время как будто заведенные. Им постоянно чего-то не хватает, кто-то мешает. Таким деткам сложно себя контролировать, на чем-то подольше сосредоточиться. Вывод прост: независимо от темперамента, чем больше ребенок находится в спокойной, не раздражающей нервную систему обстановке, тем более он будет спокоен и уравновешен. И наоборот, чем больше криков, ссор, противоречивых ситуаций в присутствии ребенка, тем больший психологический и физический урон понесет ребенок.
Основные рекомендации родителям
- Никогда не спорьте и не выясняйте отношения при ребенке;
- Никогда не допускайте выражений, подрывающих авторитет второй половины: «Ты – никчемный отец. Все проблемы из-за тебя», «Ты – плохая мать»…;
- Никогда не выясняйте отношения в состоянии гнева. Все переговоры должны вестись только лишь в спокойном состоянии, с глазу на глаз;
- Читайте книги, статьи по воспитанию ребенка, тем самым повышая уровень своего родительского образования. Воспитание детей - важнейшая задача и большой и сложный труд, этому труду самим родителям надо постоянно учиться;
- Не бойтесь обращаться к специалистам за помощью, когда ситуация выходит из-под контроля;
- Все принципиальные решения, касающиеся желаний и просьб ребенка, принимайте сообща и ни в коем случае односторонне. Муж и жена – это тесные сотрудники в воспитании. Интересуйтесь мнением друг у друга, а если у вас нет единого мнения, обсуждайте, аргументируйте, с любовью убеждайте один другого, ищите компромиссы, уступайте, но не допускайте разделения и несогласия, которое бы наблюдали ваши дети;
- Договоритесь между собой раз и навсегда занимать одинаковую позицию и иметь одинаковое мнение в глазах ребенка в принципиальных вопросах. При наличии разногласий в воспитании пусть каждый в благоприятной атмосфере расскажет, каким он видит в будущем ребенка и какими методами он планирует этого добиться. Узнайте свой стиль воспитания и скорректируйте его, чтобы он был авторитетным;
8. Хорошая, здоровая обстановка в семье, дружеские взаимоотношения родителей, их честный труд, личный моральный пример – главный метод и важнейшее условие правильного воспитания детей в семье;
9. Физическое воспитание детей – первейшая обязанность родителей. Родители обеспечивают детей питанием, одеждой, обувью, приучат их заниматься физкультурной, укрепляют здоровье детей в разнообразном труде, создают культурно-гигиеническую обстановку жизни детей в семье и т.д.;
10. Важнейшей задачей родителей является трудовое воспитание детей через участие в домашнем и учебном труде, в общественно полезной работе;
11. Семья представляет собой хорошо организованный трудовой коллектив близких, родных людей, в котором дети должны воспитываться в духе доброты и взаимной помощи, дружбы и товарищества. Развитие у детей доброты, честности, правдивости, скромности, требовательности к себе и другим, сильной воли, твердого характера – очень важная задача родителей в нравственном воспитании детей;
12. Распорядок труда и отдыха детей устанавливаются с учетом особенностей их возраста, индивидуальных качеств, условий учебной работы в школе, состояния здоровья и т.п. Очень важно умение родителей контролировать выполнение детьми режима дня;
13. Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание детей, т.е. развитие познавательных способностей, расширение общекультурного кругозора, развитие наблюдательности, речи, мышления, формирование убеждений и взглядов;
14. Отец и мать постоянно следят за тем, что и как дети читают, какие смотрят кинофильмы, умеют ли пересказать прочитанное или просмотренное, оценить книгу, спектакль, кинофильм, сделать для себя нужные выводы;
15. Родители интересуются общественной работой детей, их участием в жизни класса и школы, помогают своим детям - следят за ростом и изменением интересов и привычек детей;
16. Очень важно в условиях семейного воспитания развивать у детей художественный вкус, приучать любить искусство, природу, жизнь;
17. Родители создают семейные традиции, соблюдают семейные обычаи, приучая и детей соблюдать и продолжать их;
18. Нельзя допускать противоречий и споров родителей при детях, о методах воспитания, средствах наказания и т.п. В вопросах воспитания детей старшие всегда должны действовать согласованно.
Заключение
Таким образом, единые требования, направленные как на организацию деятельности и стимулирования поведенческого опыта, так и развитие обучающих способностей, оказывают основательную помощь в построении в эффективной форме воспитания и обучения детей.
Список литературы:
1) Криковцова Е.Н. Основы воспитания детей в семье / Е.Н. Криковцова. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». ИД «Первое сентября», 2003 – 2017
2) Ассадулина М.Н., Колодяжная Т.П. Роль семьи в воспитании ребенка // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 93-95.